Урок "Русские народные сказки"- 2 класс.
Конспект урока "Русские народные сказки"
Класс:2
Тема урока:Библиотечный урок «Русские народные сказки»
Цель: анализировать композицию, героев, средства, используемые в сказках (кумулятивная цепочка построения, традиционный набор героев, традиционность их характера, внешности и речи, наличие волшебных чисел, волшебных предметов).
Личностные универсальные учебные действия: способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы, умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем).
Регулятивные универсальные учебные действия: менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи; самостоятельно работать с учебником,хрестоматией, книгой.
Познавательные универсальные учебные действия: читать тексты сказок, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части, пересказывать сказку по картинному плану от лица одного из персонажей.
Коммуникативные универсальные учебные действия: проявлять интерес к общению и групповой работе.
Ход урока:
1) Вступительное слово библиотекаря:
Ребята, а вы любите сказки? (Ответ детей)
И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости.
Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.
Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.
А почему сказки называют народными? (Ответ детей)
Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а потом пошли в школу и сами научились их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир.
В сказках совершаются самые невероятные чудеса.
И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир русских народных сказок.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Сказка – неразлучный спутник детства, встреча со сказочными героями побуждает нас ещё раз прочитать литературное произведение, чтобы задуматься о характерах героев и вечных ценностях - добре, дружбе, справедливости. Вспомним любимые сказки, перечитаем страницы некоторых сказок.
3) Работа по теме урока:
• Задание. Отгадать, сколько сказок спуталось в одну? Как они называются?
Жили-были Дед и Баба. И была у них Курочка Ряба. Раз снесла курочка яичко — не простое, а золотое.
Положила его Баба на окошко студиться. А Лиса ам — и съела. Только хвост наружу торчит. Дед тянет, потянет — вытащить не может. Говорит Дед Бабе: «Я пойду в город на ярмарку, а ты дома сиди, дверь никому не открывай! Как вернусь, постучу в дверь и запою:
— Козлятушки, ребятушки! Отопритеся, отворитеся! Ваша мать пришла, Молочка принесла!»
Подслушал все это Волк, прибежал к избе и давай причитать тоненьким голоском:
— Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
— Я, Мышка-норушка. А ты кто?
— Я — Волчок — серый бочок. Пусти меня к себе жить.
— Иди скорее репку из земли тащить! Волк вбежал в избушку, хвостиком махнул — репка упала и разбилась! Тут и Дед с ярмарки вернулся. Стали они жить-поживать и добра наживать! ( Курочка Ряба, репка, волк и семеро козлят, теремок, колобок)
Игра «Подбери три слова»
Цель: упражнять в согласовании существительных с прилагательными.
Инструкция: Я буду называть сказочных персонажей, а вы скажите какие они, придумать три признака. Например, курица (пестрая, рябая ,соседская)
• волк
• Петух
• Гуси- лебеди
• золушка
• Лиса
• снегурочка
Задание. Вопрос – ответ.
1. Как звали в детстве Ивана - царевича? (Ваня)
2. Сколько козлят съел Серый волк? (Шесть. Седьмой спрятался)
3. Сколько человек тянули репку? (Трое)
4. У Колобка на шее был бант или галстук? (Шеи не было)
Задание. Отгадать загадки о героях сказок и название сказок.
1. Парень слез с любимой печки,
За водой поплелся к речке.
Щуку в проруби поймал
И с тех пор забот не знал. (Емеля. «По щучьему велению»)
2. То не золото сверкает,
То не солнышко сияет,
Это сказочная птица
В сад на яблоню садится. (Жар-Птица. «Иван-царевич и Серый Волк.)
3. На кочке болотной
Невестушка ждет,
Когда же за нею
Царевич придет. (Царевна-лягушка. «Царевна-лягушка»)
4. Много серебра и злата
В сундуках своих он спрятал.
В мрачном он дворце живет
И чужих невест крадет. (Кащей Бессмертный. «Кащей Бессмертный»)
5. Чтоб взлететь над землей,
Ступа ей нужна с метлой. (Баба-Яга. «Баба-Яга», «Царевна-лягушка» и др.)
Задание. По началу текста узнайте русскую народную сказку.
1. «В некотором царстве, в некотором государстве, жил да был царь; у него было 3 сына – все молодые, холостые, удалые…» («Царевна-лягушка»)
2. «Жил-был царь Берендей. У него было 3 сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками...» («Иван-царевич и Серый Волк»)
3. «В некотором царстве в давние времена жили-были в маленькой избушке дед да баба, да дочка, и была у нее кукла…» («Василиса Прекрасная»)
4. «Жили-были старик со старухой. Не было у них детей. Вот раз зимой выпало много снега…» («Снегурочка»)
5. «Жили-были старик со старухой, и была у них курочка…» («Курочка Ряба»)
Волшебные предметы.
Определить, с какими героями сказок они связаны.
1. Волшебная игла («Кощей Бессмертный»)
2. Хрустальная туфелька (Золушка)
3. Золотая клетка («Жар-Птица»)
4. Стрела («Царевна-Лягушка»)
5. Печка («По щучьему велению») и т.д.
Сказочный переполох
Задание. Перепутались названия сказок. Начался переполох. Соединить начало и конец названий сказок.
Царевна
|
поросенка
|
Иван царевич и
|
Хаврошечка
|
Крошечка
|
лягушка
|
Финист
|
Бессмертный
|
Жар птица и
|
Серый Волк
|
Кощей
|
Ясный сокол
|
Три
|
Василиса-царевна
|
Сказочная викторина
Ребятки, если желаете отправиться дальше в путешествие, ответьте на вопросы моей сказочной викторины.
1. На чем передвигаются сказочные герои в русских народных сказках? (Гуси – лебеди, ступа, сапоги – скороходы, печка, ковер – самолет, серый волк и т.д.)
2. Какими словами заканчиваются многие русские народные сказки? («Был там пир на весь мир, я на том пиру был, мед и пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»; «Стали они жить – поживать и добра наживать» или «Устроили они пир на весь мир»)
3. Кого в русских народных сказках называют кумушкой? (Лису)
4. В какой сказке герой не послушался своей сестры и превратился в животное? Какое? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», Иванушка превратился в козленка)
5. Какая сказочная героиня является владелицей первого летательного аппарата? (Баба Яга)
6. В какой русской народной сказке есть слова: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красавица?»(«Морозко»)
• Подведение итогов урока:
Вот и закончилось наше путешествие в мире Чудес и Волшебства. Благодаря вашим знаниям сказок, вашей дружбе мы смогли пройти этот путь. Но зато теперь вы сможете продолжить его сами, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть сборник русских народных сказок, и в путь!
Понравилось ли вам путешествие по русским народным сказкам? (Ответ детей)
А, что вам больше понравилось?(Ответ детей)
А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат?(Ответ детей)
Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.
Прощаясь с вами, хочу сказать, что вы замечательные и очень талантливые ребята. До свидания. И до новых встреч. |